Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия города ЧебоксарыОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Отделение сопровождения инклюзивного образования (ОСИО) МБУ «ЦЕНТР ППМСП «СОДРУЖЕСТВО» г. ЧЕБОКСАРЫ

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

 

 

 Уважаемые родители детей с особыми образовательными потребностями!

Чтобы записаться на приём в Территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию города Чебоксары (ТПМПК г. Чебоксары), вы можете позвонить по телефону: 43-37-93

Подробная информация о порядке приёма, о необходимых документах и т.д. размещена на нашем сайте в разделе 7. Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК г. Чебоксары) 

МБУ "Центр ППМСП "Содружество" г. Чебоксары установлено правопреемником МБУ "Центр ППМСП "Развитие" г. Чебоксары, МБУ "Центр ППМСП "Гармония" г. Чебоксары и МБУ "Центр ППРК "Семья" г. Чебоксары

Письмо Управления образования администрации города Чебоксары №19 от 27.01.2020 "О реорганизации предприятия"

Сайт организации правоприемника: http://sodrugestvo.citycheb.ru/

Запись на проведение обследования ребёнка в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Чебоксары осуществляется при предоставлении полного перечня документов (смотреть здесь).

Режим работы комиссии с 08:00 до 17:00 (перерыв с 12:00 до 13:00) ежедневно (кроме субботы и воскресенья).  Тел. (8352) 43-37-93.

Предыдущее наименование организации: Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» города Чебоксары Чувашской Республики

Чăваш Республикин Шупашкар хулин муниципалитетăн бюджет учрежденийě «Психологипе педагогикăлла, медицинăлла тата социаллă пулăшу кÿрекен «Гармония»центрě»

Центр является муниципальным бюджетным учреждением, оказывающим психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Центр в соответствии с законодательством об образовании является организацией, осуществляющей обучение, и осуществляет образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам.

Профилактика распространения новой коронавирусной инфекции в Чувашии

Горячая линия по эпидситуации COVID-19 в Чувашии

Публикации » Использование критериального подхода в деятельности учителя-логопеда ТПМПК … Сборник научных трудов. Чебоксары 2017

11 декабря 2017 г.

 Источник публикации: Министерство образования и науки Российской Федерации. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева" Кафедра педагогики и психологии. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личности в открытом образовательном пространстве: цели, технологии, результаты. Сборник научных трудов. Чебоксары 2017.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (ТПМПК) ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОЦЕНКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кузьмина А.В.

учитель-логопед территориальной ПМПК города Чебоксары

МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония»

г. Чебоксары, Чувашская Республика, Российская Федерация

rus21harmony@mail.ru

 

Аннотация. В статье описывается технология деятельности учителя-логопеда ПМПК по обследованию речевого развития ребёнка дошкольного возраста на основе критериального подхода.

Ключевые слова: логопедическое обследование, междисциплинарное взаимодействие, критериальный подход, речевое развитие.

 

THE USE OF THE CRITERIAL APPROACH IN THE ACTIVITY OF THE TEACHER-SPEECH THERAPIST OF THE TERRITORIAL PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL COMMISSION (TMPPK) IN THE EVALUATION OF THE SPEECH DEVELOPMENT OF A CHILD OF PRESCHOOL AGE

 

Abstract. The article describes the technology of the activity of the teacher-speech therapist PMPK on the study of the speech development of a child of preschool age on the basis of a criterial approach.

Keywords: logopedic examination, interdisciplinary interaction, criterial approach, speech development.

 

Важная роль в решении вопросов организации обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями принадлежит команде специалистов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), деятельность которых основана на междисциплинарном взаимодействии, предполагающем системный подход к оценке и анализу особенностей психического развития ребёнка. Обследование детей специалистами территориальной ПМПК города Чебоксары осуществляется с учётом критериального подхода, предложенного коллективом авторов под руководством Н.Я. Семаго. Данный подход позволяет осуществлять анализ психического развития ребёнка по обобщённым единым критериям, в каждом из которых имеются: свои основные показатели; разные степени выраженности особенностей развития или недостаточности; ведущий специалист, осуществляющий обследование, а также методики, методы и приёмы оценки уровня сформированности каждого показателя. В общей картине обследования ребёнка выделяются следующие критерии:   

  • Психофизические особенности;
  • Анамнестический критерий;
  • Наиболее часто выставляемый клинический диагноз (или диагнозы);
  • Характер поведения ребёнка;
  • Регуляция деятельности;
  • Социально-эмоциональная адаптированность;
  • Коммуникативная активность;
  • Речевая деятельность и языковые средства;
  • Когнитивные особенности
  • Необходимая помощь;
  • Обучаемость ребёнка;
  • Обученность ребёнка.

Основной целью деятельности учителя-логопеда, работающего в структуре ПМПК, является определение адекватного образовательного маршрута и специальных образовательных условий для ребёнка, имеющего речевые нарушения. В процессе логопедического обследования решается ряд задач, связанных с определением наличия либо отсутствия нарушения речевого развития ребёнка, уточнением характера имеющегося нарушения (с точки зрения первичности/вторичности речевого недоразвития) или компонента сочетанного дефекта, структуры нарушения, определением уровня речевого развития, формулированием логопедического заключения, прогнозированием степени обучаемости ребёнка, определением необходимой образовательной программы, формы обучения, специальных образовательных условий и т.д. [1]

Обследование речевого развития ребёнка дошкольного возраста нами осуществляется в рамках изучения таких критериев как коммуникативная активность и речевая деятельность и языковые средства.

Приведём пример обследования речи ребёнка старшего дошкольного возраста. Перед непосредственным обследованием речевого развития ребёнка подробно изучаются его медицинские и педагогические документы, проводится беседа с родителями и выясняется их запрос. Обследование начинаем с установления с ребёнком контакта. Знакомясь с ребёнком, приветливо приглашаем его присесть рядом, называем своё имя и спрашиваем имя обследуемого. В процессе установления контакта выясняем особенности его коммуникативного поведения, вносим уточнения в тактику обследования и набор дидактического материала.  

Логопедическое обследование проводим по следующим направлениям:

1) Коммуникативное поведение ребёнка - фиксируем его активность и адекватность, характер контакта, используемые им средства общения при установлении и удержании контакта - вербальные/невербальные, жесты, вокализации, эмоциональную окраску высказываний в процессе общения;

2) Связная речь - соблюдая принцип от общего к частному, при обследовании самостоятельной связной речи предлагаем ребёнку (на наш выбор) следующие виды заданий: составить описательный рассказ по впечатлению (по памяти) («Расскажи мне, пожалуйста, о своем котёнке или любимой игрушке»); составить описательный рассказ с опорой на объект или по картинке; составить повествовательный рассказ по впечатлению («Как ты провёл выходные дни? Ты хорошо запомнил, где вы были?»); составить повествовательный рассказа по сюжетной картинке; составить повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок. Далее обследуем понимание ребёнком связной речи (виды работ: пересказ описательного теста и/или ответы на вопросы; пересказ повествовательного текста/ и или ответы на вопросы; соотнесение текста и картинки. Оцениваем сформированность связной речи, грамматическое оформление высказываний, словарный запас, соответствие звукопроизношения нормам русского языка, особенности голосоподачи, темпо-ритмические характеристики речи, уровень помощи взрослого);

3) Лексико-грамматический строй – целенаправленное обследование словарного запаса проводим только в тех случаях, если обнаруживаются жалобы со стороны родителей или педагогов на недоразвитие лексико-грамматической стороны речи ребёнка или при общении с ним выявляются проявления этого недоразвития. Сначала обследуем активный словарь: предметный словарь, сформированность обобщающих понятий, понимание сходных по звучанию слов, лексическую сочетаемость слов, предлагаем подбор слов-синонимов, слов-антонимов, обследуем понимание и употребление предлогов. Затем обследуем пассивный словарь. Оцениваем количественный и качественный состав активного и пассивного словаря, уровень владения значением лексических единиц, характер лексических ошибок, уровень помощи взрослого.  При обследовании грамматического строя  речи ребёнку предлагаем: составление предложений различных типов - сложносочинённых предложений по парам картинок с использованием сочинительных союзов а, и, но; сложноподчинённых предложений по парам картинок с использованием подчинительных союзов потому что, так как, чтобы; составление словосочетаний на согласование имени существительного с другими частями речи: прилагательными, глаголами в прошедшем времени, с притяжательными местоимениями (игра «Жадина»); задания на словоизменение (образование мн. числа имён существительных в И.п.), словообразование. [2]

4) Звуковая сторона речи – обследуем: а) звукопроизношение (ребёнку 7 лет предъявляем отражённое проговаривание коротких стихотворений, доступных по содержанию скороговорок, насыщенных определёнными звуками); б) фонематическое восприятие (отражённое проговаривание рядов слогов, содержащих оппозиционные согласные; классификация материала с точки зрения наличия в слове того или иного звука; выбор слов-названий картинок по заданным параметрам);  в)  слоговую структуру слова (самостоятельное называние предметов, в том числе, по картинкам, отражённое проговаривание отдельных слов, словосочетаний или предложений); г) интонационную сторону речи (просим ребёнка продекламировать стихотворение или пересказать хорошо знакомую ему сказку, при этом отмечаем такие показатели, как: сила, высота, тембр голоса, выразительность речи.

5) Строение и двигательные функции артикуляционного аппарата - ребёнку предъявляем в игровой форме выполнить артикуляционные упражнения, направленные на принятие позы, переключение с одной позы на другую, удержание позы и многократное её повторение («Покажи как ты целуешь маму», «Как кошка лакает молочко», «Оближи ложку с вареньем», «Дотянись языком до носа» и т.д.), затем предлагаем выполнить аналогичные упражнения на основе имитации движений («Делай как я») с использованием зеркала. После этого предлагаем упражнения для выявления состояния двигательных функций мимических мышц («Покажи, какой ты сердитый», «какой кислый лимон», «Как ты удивлён»). В процессе выполнения ребёнком этих упражнений обращаем внимание на строение органов артикуляции.

6) Темпо-ритмическая характеристика речи – в процессе беседы с ребёнком оцениваем его темп речи, наличие (или) отсутствие запинок, проявлений заикания (если имеются).

7) Показатели готовности к обучению грамоте (предшкольный возраст) – обследуем уровень звуко-буквенного анализа, (предлагаем задание «Угадай, сколько звуков»).

По результатам логопедического обследования нами делаются выводы о состоянии речевого развития ребёнка, и формулируется заключение, которое коллегиально обсуждается с другими специалистами ПМПК.

По мнению О.Е. Грибовой оценка характера сформированности речи является «фокусом» и важнейшим показателем деятельности практически всех специалистов ПМПК, принимающих участие в обследовании психического развития ребёнка (педагога-психолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога). Сформированность коммуникативной стороны речи так же интересна специалистам (врачу-психиатру, педагогу-психологу), поскольку частично определяет возможность социальной адаптации в образовательной среде. [3] Данные показатели учитываются при разработке рекомендаций по выбору образовательного маршрута и определению специальных образовательных условий, которые подробно отражаются в заключении ПМПК.

Таким образом, логопедическое обследование, с одной стороны, имеет свою специфику, но с другой стороны, находит своё отражение в тех или иных аспектах в обследовании психического развития ребёнка другими специалистами ПМПК.

 

Литература:

1. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. – М., 2008. – 96 с.

2. Методы логопедического обследования детей / под ред. Г. В. Чиркиной. – М., 2003. – 240 с.

3. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / под общ. ред. М. М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М., 2014. - 368 с.

 

Скачать

 

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика