08 декабря 2017 г.
Источник публикации: Министерство образования и науки Российской Федерации. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева" Кафедра педагогики и психологии. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личности в открытом образовательном пространстве: цели, технологии, результаты. Сборник научных трудов. Чебоксары 2017.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ, КОРРЕКЦИИ И ОЦЕНКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Крылова Е. А.
учитель-дефектолог
МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
«Гармония» г. Чебоксары
г. Чебоксары, Чувашская Республика, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматриваются особенности коррекции и оценки правильного произношения детей с нарушениями слуха с использованием слухоречевых тренажеров.
Ключевые слова: слухоречевые тренажеры, дети с нарушениями слуха.
USING AUDIOVERBAL SIMULATORS
IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT, CORRECTION AND ESTIMATION OF THE RIGHT
CHARITY OF CHILDREN WITH HEARING DISORDERS
Annotation. The article discusses the features of the correction and evaluation of the correct pronunciation of children with hearing impairments using audioverbal simulators.
Keywords: audioverbal simulators, children with impaired hearing.
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь — наиболее естественное и удобное средство контакта с окружающими людьми. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития[1].
Проблемы устной речи как средства общения глухих и слабослышащих детей, коррекции правильного произношения рассматривались в работах известных педагогов Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской и др.
По их мнению, формирование устной речи в дошкольный период позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми. Без специальной последовательной работы устная речь глухих и слабослышащих дошкольных не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Работа по обучению произношению является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения, так как в процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые позволяют ей быть средством общения и оказывать влияние на различные сферы развития дошкольника. Основной задачей обучения произношению детей является создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближенной к естественной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории [2].
По мнению отечественных педагогов, развитию связной речи должно уделяться особое значение на занятиях со слабослышащими детьми, особенно старшего дошкольного возраста. Так, дети учат работать с сюжетной картиной, пересказывать услышанный и одновременно увиденный текст, составлять рассказы описания по предложенной схеме, по сериям картинок. Вследствие чего, речь детей становится образной, развернутой [1].
Исходя из этого, учителем-дефектологом МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» г. Чебоксары был разработан проект, раскрывающий проблему повышения качества обучения и коррекции речи детей с нарушениями слуха через использование информационных ресурсов.
Для этого, в рамках коррекционно-развивающих занятий по обучению произношению, программный материал предоставлялся визуально через компьютер, с использованием программноаппаратного комплекса «Дэльфа-130» (г. Москва).
Программа представлена как сурдологопедический тренажер для речевой реабилитации инвалидов по слуху и предназначена для формирования речи у глухих и слабослышащих пациентов, а также для коррекции произношения у детей и взрослых. Основополагающий принцип действия тренажера - зрительный контроль формирования произносительных навыков (правильное произнесение того или иного звука отображается на экране компьютера в виде картинок- мультипликаций).
Тренажер позволил отрабатывать важные параметры ритмико-интонационной структуры речи (интонация, темп, слитность речи и т.п.) слабослышащих детей. Так, на занятиях с детьми использовались упражнения для отработки правильного речевого дыхания, упражнения для слитного произнесения слов и фраз и многие другие.
Помимо зрительного контроля при работе с ребенком, целесообразно использовать его остаточный слух, вибрационные ощущения. Как только ребенок справлялся с заданием, результат закреплялся тренировкой, а затем постепенно уменьшалось количество опор (оставляя во всех случаях слуховую опору).
В качестве вспомогательного средства в работе с глухими детьми также использовался слухоречевой тренажер «Глобус», который позволял обеспечить строго индивидуальный выбор усиления и частотного диапазона на каждое ухо раздельно, в зависимости от степени сохранности слуха ребенка, а благодаря тактильно-вибрационному устройству позволял передавать звуковые сигналы через тактильные ощущения. Использование данного тренажера способствовало более полному усвоению предлагаемого материала.
Коррекционная работа проводилась на фронтальных и индивидуальных занятиях. Кроме того, педагоги ежедневно проводили фонетическую зарядку, на которую отводилось 3-5 мин фронтального занятия по любому разделу программы. Разнообразие форм и методов образовательной работы, строгий учет возрастных и индивидуальных особенностей, а также простота и ясность управления тренажерами, широкий выбор упражнений и игр позволили педагогам значительно повысить уровень достижений ребенка в произношении, облегчить ребенку освоение навыков самоконтроля, повысить эффективность подготовки детей к школе.
По результатам стартовой и итоговой диагностики развития слухового восприятия и речи наблюдается положительная динамика развития по данным направлениям деятельности. Данные свидетельствуют о результативности и подтверждают эффективность обучения и системы мероприятий, проведенных с детьми.
Таким образом, используемые тренажеры обучения занимают особое место в коррекционном и реабилитационно - образовательном процессе.
При этом слухоречевые тренажеры не ведут к полному преодолению дефекта, но существенным образом способствуют улучшению адаптационных возможностей глухих и слабослышащих детей и позволяют осуществить их системную подготовку к школе, что даёт возможность выстроить единую информационно-образовательную развивающую среду не только отдельно в ДОУ. но и в тесной взаимосвязи со школой.
Литература:
1. Волкова К.А. Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению: Учеб, пособ. для сгуд. - М: Гуман. изд. Центр ВЛАДОС.2008. -224с.
2. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: Учеб, пособие для сгуд. высш. учеб, заведений / Л.П. Носкова. Л.А. Г'оловчиц. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС. 2004. '