К вопросу об обследовании ребенка в территориальной ПМПК г.Чебоксары
Многие родители задаются вопросами:
- Как происходит обследование ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК)?
- О чем говорят результаты обследования?
- Как реализовывать рекомендации ПМПК в интересах ребенка?
Территориальная ПМПК принимает детей дошкольного и школьного возраста до 18 лет для психолого-медико-педагогического обследования ежедневно с 8.00 до 17.00. (перерыв 12.00-13.00 ч.).
Обследование ребенка в ПМПК имеет особенности. ПМПК работает как единая «команда» специалистов, коллегиально планирующих психолого-медико-педагогическое обследование ребенка и формулирующих коллегиальное заключение. В психолого-медико-педагогическом обследовании ребенка участвуют: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, специалист медицинского профиля и другие специалисты. Одновременное участие всех основных специалистов дает возможность повышения качества психолого-медико-педагогического обследования.
Логика подбора методических средств данными специалистами предполагает, что специалист ПМПК (логопед, психолог или дефектолог) может выбрать из имеющегося достаточно широкого набора диагностических материалов, именно те методики, которые подходят для обследования конкретного ребенка данного возраста и уровня психического развития. Для этого разработаны наиболее эффективные и информативные в деятельности ПМПК диагностические средствадля всех возрастных диапазонов детства.
В ходе психолого-медико-педагогического обследования ребенка члены комиссии исследуют: психофизические особенности, наиболее часто выставляемый клинический (нозологический) диагноз, поведение и регуляцию деятельности, социально-эмоциональную адекватность / адаптированность, коммуникацию / коммуникативную активность, речь, когнитивные особенности, обучаемость, помощь со стороны взрослого, обученность (в соответствии с ООП), критерии раннего развития.
Иногда могут возникать ситуации, когда состояние ребенка настолько сложное и/или тяжелое, что его невозможно оценить за время одной сессии консультирования и, соответственно, сделать прогноз его образовательных возможностей. Последнее часто вызывает необходимость назначения диагностического периода обучения/воспитания и, возможно, повторного обследования на ПМПК.
Результаты каждого специалиста, отражаются в рабочих документах ПМПК, являются основанием для принятия общего коллегиального заключения о состоянии и особенностях психического развития ребенка. Это коллегиальное заключение является, с одной стороны, итоговой частью работы ПМПК, а с другой стороны– в соответствии с Положением о ПМПК является основанием для определения наличия или отсутствия необходимости в создании для ребенка специальных образовательных условий. То есть определяет статус ребенка как ребенка с ОВЗ, нуждающегося в организации специальных образовательных условий.
Рекомендация психолого-медико-педагогической комиссии отражает: образовательную программу, форму получения образования, режим пребывания в образовательной организации, специальные условия для ребенка, сопровождение, срок реализации рекомендаций, а также, при необходимости, намечает повторное прохождение ПМПК.
Адресатом коллегиального заключения ПМПК являются родители испециалисты образовательного учреждения, в которое направляется ребенок.